Всё вместе > Метро Наземный транспорт Железная дорога Происшествия

Конференция о перспективах скоростного трамвая в Москве

Опубликовано 16.10.2008 в 22:32 в разделе Наземный транспорт



В Краснопресненском трамвайном депо прошла международная практическая конференция «Тенденции развития легкорельсового транспорта в городе Москве». В её ходе выступили представители ведущих вагоностроительных заводов, в том числе Сименс и Альстом, директора ОАО «ГТС СТ», ЗАО «Солярус», а также руководители ГУП «Мосгортранс».

Все выступавшие на конференции признавали важную роль развития легкорельсового транспорта (скоростного трамвая) для современных мегаполисов. За последние десятилетия трамвайные системы были вновь построены во многих городах Европы и США. Появилась устойчивая тенденция к развитию этого вида транспорта. Ещё бы, ведь в его активе такие преимущества, как:

— Высокая скорость сообщения;
— Комфортные условия для пассажиров в современных трамваях;
— Независимость от дорожной обстановки, отсутствие пробок; на перекрёстках с автодорогами трамваю автоматически загорается зелёный свет;
— Доступность остановок, они расположены в одном уровне с тротуарами — пассажирам не требуется спускаться под землю или подниматься на эстакады;
— Экологическая безопасность;
— Низкий уровень шума;
— Эстетическая привлекательность;

Впрочем, по большому счёту, от обычного трамвая, в понимании обывателя, скоростной отличается лишь большим расстоянием между остановочными пунктами (в среднем 1100 метров против 500 метров у обычного трамвая) — просто трамвайные линии нужно лишь привести в порядок и отделить от остального транспорта.

На конференции было представлено множество различных планов и проектов линий и вагонов трамвая. И если отечественные проекты уже в разработке и даже известны сроки их реализации, то с перспективами проектов зарубежных в нашем городе всё гораздо туманнее.



Начнём с разработок вагонов.

Генеральный конструктор Усть-Катавского вагоностроительного завода Сергей Иванов рассказал, что в декабре заканчиваются испытания перспективного вагона скоростного трамвая 71-630. В настоящий момент ведутся переговоры с чешской фирмой Lekov по проектированию новой низкопольной центральной тележки неповоротного типа для 71-630 с целью понижения пола в средней секции. Кроме того серийные образцы вагонов линейки 630 станут более лёгкими за счёт снижения массы рамы кузова.

Директор по продажам Петербургского Трамвайно-Механического Завода Сергей Карпинский рассказал, что сейчас на ПТМЗ изготавливается два двухсторонних трёхсекционных низкопольных вагона ЛВС-2009 для системы скоростного трамвая Волгограда. Этот же вагон будет предложен на тендер планируемой в Петербурге системы «Надземный экспресс». Рост объёма производства позволил изыскать средства на переоснащение завода, что повысит качество сборки и увеличит производственные мощности.


Рендер ЛВС-2009 из заводского буклета

Минское УП «Белкоммунмаш» представляло свою разработку нового трёхсекционного низкопольного вагона модели 843. Первый опытный образец, изготовление которого практически завершено, будет двухсторонним. Тот же вариант, практически без изменений кузова, планируется изготовить и в одностороннем исполнении для работы на маршрутах Минска, где от разворотных колец отказываться не собираются. В ближайшие месяцы трамвай будет проходить сертификационные испытания в Минске. О поставке его в Москву ничего не говорилось.

Многие технические решения проект трамвая перенял с троллейбуса последней, 420-й модели. Штатная аккумуляторная батарея позволяет вагону проехать в автономном режиме до 300 метров.

Также УП «Белкомунмаш» работает над проектом... автобуса средней вместимости с гибридным двигателем, конкурс на закупку которых планирует провести Москва.

Далее докладывал главный инженер службы пути ГУП «Мосгоротранс» Сергей Зубков. Основные моменты его выступления касались программы модернизации трамвайных путей на 2008-2010 годы (смотрите документ в оригинале). Так, согласно программе, в ближайшие выходные начинается ремонт на трассе 6 маршрута на Сходненской улице в ходе которого будет проведён эксперимент по укладке на 780 метрах одиночного пути травяного покрытия.

Одна из важнейших тем — предотвращение въезда на трамвайные пути постороннего транспорта. Для борьбы с этим на линиях скоростного трамвая предполагается использовать шлагбаумы или пути с открытыми шпалами, без плитки — сейчас эксперимент со снятием плитки с трамвайных путе проводится на трассе 17 маршрута на проспекте Мира.

О перспективных системах оплаты рассказывал представитель ООО «Солярус», занимающегося установкой и обслуживанием турникетов в наземном транспорте Москвы. Так, с конца 2008 года вводится в обращение единая транспортная карта, на которую пассажир будет класть деньги (как на мобильник) и в зависимости от совершённого числа поездок, каждая следующая будет обходиться для пассажира дешевле.

Кроме уже известных способов оплаты, планируется также внедрить оплату мобильными телефонами с поддержкой NFC (популярность которых, впрочем, сомнительна), а также банковскими картами по примеру метрополитена.

Оплата проезда с помощью СМС (входя в трамвай, вы отправляете СМС-сообщение на специальный номер, вам приходит ответ и вы предъявляете его контролёру) неудачна и попытки внедрить эти проекты в Европе приводили к тому, что пассажиры отправляли СМС только при виде контролёров.



Для систем скоростного трамвая быстрота посадки является существенным фактором, поэтому никаких турникетов в передней двери не будет. Вместо этого, на каждой остановке предусматривается размещение посадочных терминалов с кассами (или билетными автоматами), турникетами, вычислительным комплексом. В качестве примера был приведён посадочный терминал у метро Калужская, успешно действующий с 2005 года.

Директор службы линейных сооружений ГУП «Мосгортранс» Юрий Елисеев рассказал о проектах перспективных терминалов для линий скоростного трамвая. В общих чертах проекты павильонов выглядели как обнесённая забором и турникетами часть тротуара возле трамвайных путей, над которой устроен навес.

В своё время нечто подобное Мосгортранс пытался реализовать на автобусной остановке «Станция „Тушино“» на Вишнёвой улице, но, к сожалению, тот экспериментальный накопительный терминал пришлось снять из-за действий вандалов. Эта проблема до сих пор для службы остаётся главной.

Тем временем, в 2008 году, согласно распоряжению Правительства Москвы, служба приступает к установке павильонов для инвалидов, оснащённых информационными табло и переговорными устройствами.


«Накопительный» терминал у станции Тушино, 2005 год

Генеральный директор ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая» (ГТС СТ) Виктор Кондратюк пояснил, что среди инвесторов проекта 25% + одна акция принадлежат правительству Москвы, 75% — ВТБ. Касательно пилотной линии скоростного трамвая на шоссе Энтузиастов он сказал, что её концепция принята правительством Москвы, ещё полгода уйдёт на окончательную подготовку проекта и начало его реализации. Выход же на стройплощадку можно ожидать во 2-3 квартале 2009 года, пуск можно ожидать в конце 2010 года. Эксплуатировать подвижной состав по договору будет «Мосгортранс».

Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Пётр Иванов и его заместитель Пётр Бакланов рассказали о совместных переговорах с фирмй «Siemens» по организации системы скоростного трамвая по трассе маршрута № 17 (Останкино — Медведково), где предполагается использование вагонов «Combino». Представитель «Siemens» Лутц Убель привёл в качестве примера успешной реализации Будапешт, где напряжённый центральный трамвайный маршрут обособили, привели в порядок инфраструктуру и путевое хозяйство, выпустили на линию «Combino».


Представитель «Siemens», Лутц Убель

Основные показатели проекта — рост пассажиропотока линии на четверть, сокращение энергопотребления в расчёте на перевозку одного пассажира на 30%, снижение уровня шума на 10%, коэффицент готовности подвижного состава 99,2% (в Москве сейчас около 80%)


Combino 17 маршрута следует в Останкино

Пока работа в этом направлении находится лишь на стадии предпроектного предложения, поэтому всё может ещё тысячу раз измениться или не состояться вовсе. Остаётся пожелать благим начинаниям удачи.

Постоянная ссылка | Обсуждение
Адрес для связи: metronews@mail.ru
© 2008—2010 Метроблог. При использовании информации ссылка на источник обязательна.