Всё вместе > Метро Наземный транспорт Железная дорога Происшествия

Метро придёт в Митино

Опубликовано 19.12.2009 в 20:30 в разделе Метро

В наступающем году Московский метрополитен будет отмечать своё 75-летие. И вот, в преддверие круглой даты и в самый разгар предновогоднего шоппинга, будут открыты сразу три новые станции: «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино».

Что стояло за их появлением? Как они будут выглядеть? Кто ими будет пользоваться? Об этом читайте в нашем большом материале.

История вопроса

Двадцать лет назад карта развития метрополитена главной советской столицы Москвы выглядела совсем не так, как сейчас — ведь кроме известного всем «большого кольца» (которое, будучи когда-нибудь построенным, свяжет существующие конечные станции), там был и весьма интересный проект хордовых линий. Этими магистралями глубокого заложения с удлинёнными составами и скоростью движения под 100 км/ч предполагалось напрямую связать отдалённые спальные районы, расположенные в разных концах города.


Первый проект станции «Волоколамская»

Строительство одной из таких хорд — Митинско-Бутовской — стартовало в начале 90-х. Совсем молодые, ещё только застраивающиеся, районы должны были получить метрополитен уже к концу десятилетия. Успели возвести основания платформ «Волоколамской» и «Митино», котлован «Строгино», проложить несколько сотен метров перегонных тоннелей, и поставить три опоры будущего метромоста через Москва-реку. А потом настали тяжёлые времена и финансирование строительства сократили настолько, что начатые участки так и бросили, не законсервировав, со всем оборудованием, практически без охраны.

Последствия этого кризиса в московском метростроении не преодолены до сих пор, а нынешние подсчёты убедительно показывают, что лучше было закончить станции ещё тогда. Так, на недавнем открытии станции глубокого заложения «Трубная» было озвучено, что почти 15 лет её консервации обошлись городу дороже, чем полная достройка. В случае же с «мелким» заложением, часть уже построенного и вовсе необходимо переделать. Хотя это может быть и к лучшему, о чём речь пойдёт ниже.

Приход 2000-х ознаменовался для России новым политическим курсом, шальными нефтяными деньгами и небывалым строительно-девелоперским бумом, благодаря которому в московской казне завелись значительные средства. Столь значительные, что город смог себе позволить доделку «недостроев» прошлого и прокладку новых линий одновременно. Это время можно считать ренессансом метростроя, когда количество одновременно работающих тоннелепроходческих комплексов превышало таковое во всей остальной стране. Когда впервые с 30-х годов был побит темп проходки. Когда за несколько лет появилась линия на юге, три пересадки в центре, радиус на западе, ответвление к деловому центру «Москва-Сити».

Увы, с приходом мирового кризиса денег опять стало недоставать: городское финансирование сокращено на треть, а федеральные власти в бюджете на будущий год не заложили по статье «метростроение» ни единого рубля. Однако московский метрострой, как хорошо раскочегаренный паровоз, продолжает стремительное движение. По крайней мере, на завершение митинской линии (и ещё нескольких станций в других районах) набранной энергии хватит.

Станции

Три новые станции будут западным продлением Арбатско-Покровской линии метро, пассажиры которой совершат удивительное архитектурное путешествие: от довоенной «Площади Революции», мимо помпезной, роскошной «Киевской» и неосталинского «Парка Победы» — к модерновому «Славянскому Бульвару» и хайтековской «Кунцевской», мимо хрущёвской «Молодёжной» и перестроечного «Крылатского» — к современному односводчатому «Строгино», вновь хайтековскому «Мякинино», современной колонной «Волоколамской» и, наконец, ещё одному современному односводчатому «Митино». Не многие линии могут похвастать подобным разнообразием!

«Мякинино»

Изначально эту станцию строить не планировали — линия должна была выйти на поверхность в Павшинской пойме и безостановочно пройти к метромосту. Однако владелец расположенного здесь гигантского торгово-выставочного комплекса «Крокус-Сити» Арас Агаларов посчитал, что метрополитен значительно увеличит количество посетителей и предоставит им удобную альтернативу вечно стоящему в пробках МКАД’у. Так появилась первая в России станция метро, строительство которой профинансировано частным инвестором, а заодно и первая станция метро на территории Московской области.



Пути здесь расположены в центре, как на «Александровском саду», поскольку для широкой островной платформы, необходимой для обслуживания большого пассажиропотока, на плане места совсем не осталось.

Ещё одна особенность «Мякинино» состоит в том, что над ней будет возведено полностью конструктивно независимое здание многоуровневой автостоянки. В то время как сама станция является однопролётной и технологически представляет собой полый бетонный короб, в центре её разделяет ряд металлических колонн, которые не связаны со сводом (проходят его насквозь) и служат опорой для парковки. Таковы требования безопасности, выдвинутые метрополитеном: в случае пожара или другого ЧП на станции или внутри стоянки, соседнее сооружение не будет потревожено.

С архитектурной точки зрения это должно было быть царство «хайтека» в красном, серебристом и чёрном цветах. Но связанные с кризисом финансовые сложности, а также задержки во время строительства, вынудили отказаться даже от той более-менее аскетичной отделки, которую утвердили изначально. Чтобы успеть в срок, стены в спешном порядке покрывают штукатуркой, оставив небольшой мраморный пояс на уровне платформ. Архитекторы говорят, что задуманный вид станция обретёт через некоторое время после открытия. Будем надеяться на то, что метрополитен не отступится и будет до последнего отстаивать продекларированное его руководством право пассажиров на визуальное наслаждение подземными и надземными красотами.

Мякининский метромост

Следом за «областной» станцией, над Москвой-рекой раскинулся метромост-альбинос — его знакомые каждому по железнодорожным мостам фермы покрашены белой краской. Выглядит это столь необычно и привлекательно, что не отвести взгляд.



Впрочем, кризис прошёлся своей когтистой лапой и здесь: мост хотели накрыть секционной конструкцией, в профиль напоминающей чечевичное зерно, но оставили открытым. Хотя строители и сделали необходимые крепления, чёткие планы по реализации этого проекта пока не озвучены. «Ничто так не постоянно, как временное» — гласит известный афоризм.

«Волоколамская»

После метромоста линия «ныряет» в склон высокого берега реки, проходит под Волоколамским шоссе и путями Рижского направления МЖД (тоннели в этом месте усилены), и пассажиры попадают на станцию «Волоколамская», расположенную в 1-м микрорайоне Митина.



Когда её начинали строить, предполагали, что это будет типовая колонная станция, каких в нашем метро успели «наделать» в эпоху отказа от архитектурных излишеств. В народе их прозвали «хрущёвками» — по аналогии с жилыми домами — за одинаковость, безликость и кафельную отделку, вызывающую стойкие ассоциации с общественными туалетами. Метрополитеновцы придумали более остроумное прозвище «сороконожки», как раз по числу колонн. Чтобы далеко не ходить (в данном случае уместнее «далеко не ездить»), посмотрите на ту же «Молодёжную».



К счастью, при возобновлении строительства от «сороконожки» отказались. И в данном случае смена строительной технологии со сборных железобетонных блоков на монолит с произвольной опалубкой способна на поистине чудесное преображение: получившие невозможную до этого свободу архитекторы увеличили шаг колонн и высоту свода, разделив его на три закруглённые части. Метростроевцы, вернувшиеся на площадку в начале прошлого года, вынуждены были разломать уже сделанный фундамент, и начали возводить станцию «с чистого листа». Сейчас о её типовом происхождении ничего не говорит, не выдаёт ни единая деталь, что является несомненной заслугой проектировщиков.

Что касается самой архитектуры подземного дворца, то здесь мы видим лёгкие аллюзии к «Кузнецкому Мосту» и признанным во всём мире шедеврам — «Маяковской» и «Кропоткинской». Округлые вырезы скрывают в себе белые светильники необычной треугольной формы — как рассказал нашему изданию архитектор станции Александр Орлов, они были придуманы для этой станции и выполнены по специальному заказу.



На земле станция получила просторные вестибюли треугольной в плане формы, внутри которых тему расположенного рядом парка должны были обыгрывать высокие фонтаны и причудливые декорации. «Спасибо кризису» — и этот проект упростили. Проза жизни состоит в том, что это решение сыграло с руководством города злую шутку: изменение проекта и переделка перекрытий обошлись ровно в ту же сумму, что стоили бы «зарубленные» украшения. Так что на вопрос корреспондента НГТ о том, сколько километров тоннелей удастся проложить на сэкономленные с непостроенных фонтанов деньги, Александр Орлов и стоявший рядом руководитель Дирекции строящегося метрополитена Николай Бабушкин в один голос ответили «Ноль!» Впрочем, начальник метро Дмитрий Гаев в своих интервью обещает фонтаны непременно сделать. Когда-нибудь.

«Митино»

И здесь мы плавно переходим к последней, по крайней мере на ближайшие несколько лет, станции «Митино», чьи выходы расположены на пересечении Митинской и Дубравной улиц с одной стороны, и у местной поликлиники — с другой. Станцию построили в самом сердце жилого района, поэтому она будет пользоваться небывалым спросом у населения. И нет ничего удивительного в том, что это будет настоящий новогодний подарок — желанный и, разумеется, красивый.



Архитекторы, на этот раз, решили повторить успех «Славянского Бульвара» и выполнили свод в виде сетки замысловатых вырезов, а освещение сделали отражённым — лампы скрыты в нишах за путевыми стенами. Разве что на платформе не будет раскидистых «деревьев» и лавочек с кованной отделкой в исполнении Ивана Лубенникова, а лишь практичный ровный гранитный пол, расчерченный бордовыми полосами. Что, конечно, не делает станцию менее стильной и изысканной.



Пуск

График пуска расписан по дням: 19 декабря по линии прошёл пробный поезд (первый официальный состав), с 23 числа вводится новый график движения: все поезда после высадки пассажиров на «Строгино» будут следовать до «Митино», а на 26-е намечено торжественное открытие.


Постоянная ссылка
Адрес для связи: metronews@mail.ru
© 2008—2010 Метроблог. При использовании информации ссылка на источник обязательна.